Правовед

Рейтинг

К вопросу о фактическом принятии наследства иждивенцем


             К вопросу о фактическом принятии наследства иждивенцем



       Попалось на глаза интересное судебное решение                          https://rospravosudie.com/court-balaxtinskij-rajonnyj-sud-krasnoyarskij-kraj-s/act-502297936/
       Интересно оно тем, что, на мой взгляд, не совсем соответствует действующему наследственному законодательству.
        Итак, о чем же речь.
        М. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации п. Балахта Балахтинского района Красноярского края, муниципальному образованию Балахтинский район в лице МКУ «Управление имуществом, землепользования и землеустройства» о признании права собственности на   долю квартиры, принадлежащую Ф., в праве совместной собственности на квартиру, расположенную по указанному адресу, по тем основаниям, что  работая в Балахтинском поселковом потребительском обществе, на основании ордера на жилое помещение №83 от 14.12.1992 г., получила 3-х комнатную квартиру, общей площадью 42,7 кв.м. Ордер на квартиру выдавался на 2 человека:  М. и на ее сожителя Ф.
       В 1994 г.  квартира была приватизирована  в совместную собственность М. и Ф.  С сентября 1998 г. по июнь 2004 г. М. не работала и фактически находилась на иждивении Ф.
       В 2006 г. Ф. Была назначена пенсия по инвалидности.
       06.10.2008 г. Ф. умер. М.  осталась проживать в вышеуказанной квартире одна, оплачивая коммунальные услуги, содержа квартиру за свои средства.
       Наследников у умершего Ф. нет. М.  своевременно не обратилась к нотариусу для признания ее наследницей, поскольку ошибочно считала, что квартира выделялась по месту ее работы только ей, и пропустила срок для принятия наследства и признания ее наследницей после смерти Ф.,  но фактически она приняла   долю в квартире, принадлежащую Ф., в связи с чем и обратилась в  суд.
       Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд нашел исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению и   признал за М. право собственности на долю, принадлежавшую Ф., умершему 06.10.2008.
       Ну и совершенно справедливо, на  мой взгляд, возникает вопрос: на чем же основано данное судебное решение, на законе ли?!
       Давайте посмотрим.
       Как мы помним,  в официальном браке М. и Ф. не состояли, т.е. наследовать по закону друг другу не могут.
       Суд посчитал, что М. может быть призвана к наследованию, как лицо, находившееся на иждивении наследодателя Ф.
       Статьей 1148 ГК РФ установлено, что к наследникам по закону относятся граждане, которые не входят в круг наследников, указанных в статьях 1142 - 1145 настоящего Кодекса, но ко дню открытия наследства являлись нетрудоспособными и не менее года до смерти наследодателя находились на его иждивении и проживали совместно с ним. При наличии других наследников по закону они наследуют вместе и наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.
       Итак, на что следует обратить внимание: первое,  лицо, претендующее на наследство, на день открытия наследства должно быть нетрудоспособным и, второе, не менее года до смерти наследодателя находиться  на его иждивении и проживать совместно с ним.
       Из всех перечисленных условий соблюдено только одно: М. и Ф. совместно проживали.
       В решении отсутствуют какие-либо сведения о том, была ли М. нетрудоспособной на день открытия наследства. Соответственно, делаем вывод, что нетрудоспособной она не была. Имеются сведения, что наследодателю Ф. за два года до смерти была установлена группа инвалидности. Но разве данное обстоятельство имеет какое-то значение для верной оценки ситуации?!
       Далее, лицо претендующее на наследство не менее года до смерти наследодателя должно находиться на его иждивении.
       Постановлением Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г. № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти - вне зависимости от родственных отношений - полное содержание или такую систематическую помощь, которая была для него постоянным и основным источником средств к существованию, независимо от получения им собственного заработка, пенсии, стипендии и других выплат.
       И вновь мы не находим в судебном решении упоминаний об обстоятельствах, с наличием которых связано признание лица иждивенцем.
       Да, М. в течение длительного времени не работала, находилась на иждивении Ф., но это было за четыре года до смерти Ф. Законом же установлено, что находившимся на иждивении наследодателя может быть признано лицо, получавшее от умершего в период не менее года до его смерти полное содержание. В период не менее года до смерти наследодателя, а не в течение любого произвольно взятого периода жизни обоих.
       Следовательно, это условие также не соблюдено.
       Вполне естественным выводом из вышеизложенных рассуждений будет вывод о том, что в качестве иждивенца наследодателя Ф., М. к наследованию призвана быть не может.
       Ну и тогда о каком фактическом принятии наследства может идти речь?! Лицо, не призываемое к наследованию, не может наследство принять. Это разъяснено в том же самом Постановлении  Пленума ВС РФ от 29.05.2012 г. № 9, пункт 35:
 «…
Право на принятие наследства имеют только призванные к наследованию  
наследники  … ».
       Вот такое вот интересное судебное решение.

Комментариев нет:

Отправить комментарий